Пишет Groemlin:
18.11.2016 в 00:40
Sindani,URL комментария
-=Shaman=-, прошу прощения, я тут в отъезде. Попробую коротко:
Принцип всеобщего равенства перед законом все одно нарушен
Да. Мы говорим о ситуации многолетней и многополярной гражданской войны.
Но ни в отечественную историографию, ни в отечественную юриспруденцию факт сколько-нибудь широкого расследования военных преступлений времен ГВ не вошел.
Во-первых, вошёл.
Во-вторых, вам - чьих именно? "Белых" или "красных"? По окончании боевых действий практически во всех регионах Советской России собирали материал Чрезвычайные комиссии по расследованию преступлений белых. Искали свидетелей, снимали показания, вскрывали массовые захоронения, проводили эксгумации. Акты таких эксгумаций по уездам Уфимской и Оренбургской губерний после отступления войск Колчака и Дутова я лично держал в руках. Очень натуралистично, я вам скажу, какие-то вещи даже в тогдашние сборники документов не вошли, и я понимаю, почему. Неделю мне после чтива жрать не хотелось...Кого сумели найти и опознать из виновных - таковых судили на открытых судах, со свидетелями и общественностью. Доказательно судили. Кто слышал/видел, как отдавали приказ, кто видел, кто потерпел, кто где стоял и что при этом говорил. Захваченных полевых командиров (белых и "зелёных") - тоже судили на открытых судах, свидетелей и очевидцев хватало.
Воинские преступления, совершённые под красным знаменем, как правило, тоже без наказания в тот период не остались. Начнём с "верхнего" звена - полевых командиров в ранге комдивов и комбригов. Григорьев, Махно, Сапожков; не упомню еще нескольких, командовавших полками и бригадами в армии Будённого, - за преступления, совершавшиеся по их приказам против мирного населения, были сняты с постов; Григорьев и Махно в очередной раз сменили сторону в войне и ушли с собственными отрядами - они своё получили позже; Сапожков сниматься с поста комдива отказался, поднял мятеж, был разбит, захвачен красными войсками, осуждён и расстрелян. Будённый упоминает в своих воспоминаниях еще о двух бригадах, командиров которых во время польского похода за бандитизм он отстранил от командования и расстрелял перед строем.
С командирами низшего звена и красноармейцами ещё проще - про 1918 не скажу, но с 1919 г. (когда Троцкий уже чётко выстроил "вертикаль власти" и принципиально искоренял всякий намёк на "партизанщину") в войсках уже исправно работала система дивизионных ревтрибуналов. Плюс - в условиях боевых действий с подчиненными имел полное право разобраться на месте их командир. Опять же из воспоминаний 1920-х гг. эпизод - вошли красные в уральскую деревню, через которую за время войны туда-сюда раз восемь прошли. Местная тётка в расхристанном виде прибежала к командиру роты - так и так, зашли в избу, отняли то-то и то-то, дочку попытались изнасиловать, но бабы шум подняли. Командир скомандовал общее построение, виновников в строю опознали, в вещмешке нашли опознанную вещь - тут же перед строем и расстреляли. А рота дальше пошла. Тут, добавляет тётка, я и поняла, что бардак заканчивается - новая власть пришла.
Эти свидетельства ищите в делах ревтрибуналов, дивизионных и армейских судов. В 1920-е гг. выходил журнал "Война и революция", "Сборник военно-научного общества при Военной Академии". Читайте там.
Свидетельства, собиравшиеся белыми против красных - посмотрите сборники, выпускавшиеся журналистами Добрармии, кажется, после взятия белыми Харькова - о расследовании преступлений харьковской ЧК. С материальными свидетельствами там победнее, но показания очевидцев и свидетелей были записаны и далее тиражировались в белоэмигрантской литературе. Что-то уже после 1991 г. переиздано НТСовцами в России, что-то - ищите в библиотеках белого зарубежья. Что еще приходит в голову - т.н. "Чёрная книга коммунизма" - толстенный кирпич, настольная книга зарубежных антисоветчиков. Ищите и читайте.