Первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев представил на пленарном заседании Государственной Думы РФ проект федерального закона «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины», который Президент РФ 17 декабря 2015 г. внес в Госдуму, руководствуясь пунктом 4 статьи 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Алексей Лихачев напомнил, что Договор о зоне свободной торговли был подписан 18 октября 2011 г. в г. Санкт-Петербурге и вступил в силу 20 сентября 2012 г. Он подразумевает свободу движения товаров путем устранения тарифных и нетарифных барьеров (в части применения мер торговой защиты, мер технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер) во взаимной торговле. Кроме того, в нем заложены основы для либерализации условий доступа к государственным закупкам и торговли услугами. Несмотря на участие в Договоре, Украина приступила к более тесной интеграции с Евросоюзом, подписав 21 марта 2014 г. политическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС, а 27 июня 2014 г. – его торгово-экономическую часть. «При этом Украина взяла на себя обязательства, несовместимые с ее обязательствами перед Россией в рамках практически всей договорной базы СНГ», - пояснил он. По его словам, еще до подписания Соглашения об ассоциации мы неоднократно заявляли о невозможности выполнения Украиной обязательств в СНГ и перед ЕС.
Алексей Лихачев заметил, что обеспокоенность вызывает то, что гармонизируя свое законодательство с нормами ЕС, Украина в ряде областей выходит из договоренностей о проведении скоординированной политики с Россией в сфере применения техрегламентов и санитарных и фитосанитарных требований и прочих мер торговой политики, которые наряду с тарифной либерализацией и упрощенным таможенным администрированием составляют преференциальный режим в торговле с Украиной. «Такие шаги Украины ухудшают правила конкуренции на ее рынке для российских поставщиков в пользу экспортеров из ЕС», - подчеркнул он.
Первый заместитель министра пояснил, что, например, в сферах применения техрегламентов и санитарных и фитосанитарных требований российские поставщики будут вынуждены пройти повторные дорогостоящие и административно обременительные процедуры оценки подтверждения поставляемой продукции новым правилам Украины, заимствованным у ЕС.
Кроме того, украинская продукция, выпускаемая по нормам и правилам СНГ, будет перенаправлена на российский рынок, нанося тем самым ущерб российским производителям. «В сфере таможенного администрирования мы идентифицировали риски реэкспорта товаров в Россию под видом украинских, а также существенного роста экспорта украинских товаров, выдавливаемых с собственного рынка ЕСовскими, обусловленные в том числе ослаблением взаимодействия наших таможенных служб в связи с переходом Украины на правила ведения таможенного дела в ЕС», - отметил он. Этих проблем могло бы и не быть, если бы Украина в рамках зоны свободной торговли с ЕС сохранила бы за собой право на применение собственного национального законодательства.
«В краткосрочной перспективе только от тарифной либерализации ущерб составит более 3,5 миллиарда долларов без учета ущерба в смежных отраслях», - сказал Алексей Лихачев. При этом он пояснил, что 3,5 миллиарда долларов ущерба - это прогнозируемые потери российских деловых кругов в случае, если бы «мы никоим образом не среагировали на запуск зоны свободной торговли Украины с ЕС». «Прерывая свой преференциальный режим с Украиной, начиная работать по жестким стандартам таможенной службы, фитосанитарных норм, мы уже и так его заметно, можно сказать, в разы минимизируем", - добавил он.
Начиная с сентября 2014 года было проведено 16 раундов консультаций с Украиной и ЕС, 6 из которых – на министерском уровне. С самого начала консультаций Россия обозначила два сценария развития событий: либо мы договариваемся о решениях, снимающих озабоченности России, и фиксируем их в юридически обязывающей форме, либо Россия будет защищать свои законные интересы в одностороннем порядке.
В ходе консультаций партнерам предлагались такие развязки, которые бы обеспечивали права России, зафиксированные в действующих между Россией и Украиной соглашениях. «При соблюдении таких условий, зафиксированных в юридически обязывающей форме, мы были готовы сохранять преференциальные условия в торговле с Украиной. Предложения российской стороны неоднократно направлялись ЕС и Украине», - отметил представитель Минэкономразвития.
Было предложено в сфере применения мер технического регулирования закрепить на переходный период возможность для российских и украинских предприятий при подтверждении оценки соответствия продукции пользоваться как стандартами ЕС, так и ГОСТами, разработанными в последние годы в рамках СНГ при активном участии той же Украины.
В сфере санитарного и фитосанитарного регулирования – сохранить условия доступа на рынок сельхозпродукции, предусмотренные правилами СНГ, признав эквивалентность российской системы регулирования. Кроме того, мы добивались транспарентности в вопросах перевода на стандарты ЕС украинских органов по ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, чтобы наши нерешенные проблемы с ЕС не перешли в наши отношения с Украиной.
В сфере таможенного администрирования – организовать трехсторонний обмен информацией о движении товаров и транспортных средств, а также внедрить электронную верификацию сертификатов о происхождении товаров в целях предотвращения реэкспорта товаров и мошенничества с сертификатами происхождения, приводя данные о резком росте в последние месяцы поставок некоторых товаров с Украины.
В сфере энергетики – определить порядок дальнейшей параллельной работы электросетей России и Украины в связи с интеграцией украинских сетей в электросети ЕС.
«Однако у нас сложилось впечатление, что ни Киев, ни Брюссель, игнорируя обязательства Украины перед Россией, ни о чем договариваться и не собирались. Вместо этого партнеры тянули время, рассчитывая тем самым, что имитация консультаций позволит сохранить режим беспошлинной торговли с Россией, - сообщил Алексей Лихачев. – Нам постоянно предлагалось взять одностороннее обязательство о сохранении преференциального режима в торговле с Украиной и неприменении в ее отношении ограничительных мер».
Первый заместитель Министра обратил внимание на то, что параллельно с проведением консультаций Украина проводила активную имплементацию норм Соглашения в нарушение взятых на себя обязательств в сентябре 2014 года. Украиной ведется работа по реализации 155 ведомственных планов, направленных на гармонизацию украинского законодательства с нормами и правилами ЕС по вопросам технического, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, государственных закупок, защиты прав потребителей, интеллектуальной собственности, рыночного надзора, электронной коммерции, энергетики, транспорта, антимонопольного регулирования, таможенного администрирования и экологии. «Разрабатывается порядка 90 законов, направленных на внедрение норм и правил ЕС на внутреннем рынке. Принято 17 законов, в том числе по вопросам разработки технических регламентов и стандартов, регулирования рынка обращения пищевых продуктов, идентификации и регистрации животных, регулирования сферы государственных закупок, рынка газа и так далее», - сообщил Алексей Лихачев.
Кроме того, по его словам, Украиной предпринят ряд действий недружественного характера, существенно ущемляющих экономические интересы России, среди которых - признание России страной – агрессором, запрет полетов гражданской авиации, введение ограничений в отношении российских физических и юридических лиц в связи с присоединением к санкциям ЕС и США против России, мораторий на выплату суверенного долга, сворачивание военно-технического сотрудничества и многое другое. «Начав имплементацию Соглашения об ассоциации и фактически адаптируя свое национальное законодательство в соответствии с нормами и требованиями ЕС, Киев де-факто начал выход из действующих между нашими странами соглашений. Наши обоснованные аргументы и законные права проигнорированы. Следствием этой политики станет значительный ущерб российской экономике», - добавил первый заместитель Министра.
«Таким образом, для защиты экономических интересов Российской Федерации у нас нет другого выхода кроме приостановления действия в отношении Украины Договора о свободной торговли СНГ», - сказал Алексей Лихачев. Тем не менее, по его словам, принятие этих мер не означает введения торговых ограничений в отношении Украины. «Мы переходим с Украиной на торговлю в режиме ВТО, аналогично тому, который сегодня есть с Евросоюзом», - сказал он.
Представитель Минэкономразвития также отметил, что Россия готова и дальше с Украиной и ЕС искать практические решения нашим обеспокоенностям, если они подтвердят готовность к принятию практических взаимоприемлемых решений. Он подчеркнул, что законопроект предусматривает возможность возобновления Российской Федерацией действия Договора в отношении Украины отдельным решением Президента Российской Федерации.
economy.gov.ru/minec/about/structure/depsng/201...
Официоз
Polliana
| среда, 23 декабря 2015